Рохля или рокла – как правильно называть тележку?

Сегодня уже не встретишь ни одного склада, где бы ни использовалась рохля. Этот простой с виду неутомимый помощник любого грузчика стал настолько привычным, что может показаться, что он был всегда. На самом деле это совсем не так. Производство роклей началось в середине 40-х годов ХХ века, а на сегодняшний день количество производителей исчисляется несколькими десятками. Количество моделей – в разы больше!

На рынке представлены модели, разработанные с учётом любых пожеланий покупателей: различной грузоподъёмности, с укороченными или удлинёнными вилами, оснащённые электронными весами и принтером этикеток, низкопрофильные, модели из нержавеющей стали, с ножничным подъёмом и т.д. Под каждый конкретный запрос поисковые системы выдают десятки вариантов.

Всё же как правильно говорить: «рохля», «рохла» или «рокла»? Что говорит по этому поводу всезнающая Википедия: «Гидравлическая тележка (на жаргоне — «рокла», «рохла», «рохля») — транспортировщик поддонов, используемый для перемещения грузов вручную, преимущественно на поддонах (палетах)».

Почему жаргон? Выяснить это достаточно просто. Первые гидравлические тележки типа рохля появились ещё при СССР, в 1961 году. Разработала и впервые начала производить их финская компания Rautatyo Oy (с 1979 года − Rocla Oy), название которой и начали произносить на разный манер, как больше нравилось. Выговорить слово «рохля» для грузчика намного быстрее, чем «гидравлическая тележка». Так рокли постепенно вошли в обиход, и слово сразу ассоциируется с конкретным предметом.

Хорошие технические характеристики, высокое качество и долговечность способствовали распространению рохлей. Удобные и надёжные, они стали пользоваться высоким спросом, резко возросло количество заказов. Один завод не справлялся с выполнением заказов, поэтому их начали производить в других странах. В дальнейшем в СССР начали импортировать тележки других производителей – «Складова техника», «Vagrianka», «Jantra», «Simetro», «Гарант» (Болгария).

В 90-е годы на российский рынок начали поставляться гидравлические тележки от шведских производителей «BT», немецких «Jungheinrich», английских «Hyster» и «Boss», датских «BV», итальянских «Pramac Lifter» . Стоимость роклей европейских производителей была достаточно высокой.

К концу 90-х годов мировой рынок претерпел значительные изменения. Европейские производители переориентировались на выпуск сложной и дорогостоящей складской техники, а производство роклей стало невыгодным и неинтересным. Поэтому они либо оставили на своих площадях выпуск наиболее популярных моделей, либо стали размещать заказы в странах с дешёвой рабочей силой, осуществляя контроль качества.

Сегодня массовый выпуск гидравлических тележек налажен в Китае. Созданы собственные концерны, специализирующиеся на выпуске складской техники, а также заводы, выпускающие продукцию под контролем известных производителей. Поэтому при выборе тележки типа рохля, можно встретить модели европейских концернов «Rocla», Jungheinrich и «Pfaff Silberblau», произведённые в странах Азии. Стоимость роклей будет отличаться за счёт использования марки известного бренда.

Китайский рынок предлагает рокли различных марок в ценовом сегменте «эконом» – Tor, BeiFeng, CBY, Oxlift, Unilift, Qlift, Grost, Eurolifter, Bakler, Stiff, Xilin, Prolift, Niuli, Staff, Depo, Caroline, Krona, Warun, Solid, Vinco и т.д. Они могут разительно отличаться качеством, внешним видом, сроком службы и т.п., но их по-прежнему называют «рохлями», «рохлами» или «роклами».